Вернуться к обычному виду

Электронные услуги – путь к совершенству

09.10.2015

    С каждым годом в России все активнее используются информационные технологии для повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр) одна из первых  перешла на взаимодействие с заявителями в электронном виде.

     Так в 2010 году введен в промышленную эксплуатацию интернет-портал Росреестра (далее – портал). Портал позволяет получать государственные услуги в сфере кадастрового учета и регистрации прав. Одним из преимуществ  такого способа, является возможность получения сведений, не выходя из офиса (дома), что значительно экономит время.

     Электронные услуги Росреестра доступны всем заявителям на  сайте www.rosreestr.ru. Самой популярной на сегодняшний день является предоставление сведений государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН). При этом одним из наиболее удобных способов, является получение сведений посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, который позволяет оперативно (в режиме online) получать сведения, содержащиеся в ГКН.

     Данный электронный сервис, прежде всего, представляет интерес для тех граждан и организаций, которые регулярно запрашивают сведения из  ГКН – кадастровых инженеров, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, арбитражных управляющих, нотариусов.

     Сервис позволяет запрашивать информацию от 1 до 500000 объектов недвижимости единовременно. Запросы обрабатываются автоматически, что сокращает скорость получения документов до 1-2 минут (для сравнения: срок предоставления сведений путем обращения в офис филиала составляет 5 рабочих дней).

     Стоимость услуг зависит от количества запрашиваемых объектов. Она составляет для физических лиц от 200 рублей до 135 000 рублей без уведомления об изменении сведений и от 400 рублей до 270 000 рублей с уведомлениями об их изменении. Для юридических лиц стоимость соответственно варьируется от 400 рублей до 270 000 рублей в первом случае и от 800 рублей до 540 000 рублей  - во втором. Таким образом, гражданин, заплатив 200 рублей, может получить сведения о 100 объектах недвижимости (стоимость одного запроса в среднем для юридических лиц составит не более 5 рублей за один объект, для физических лиц - не более 2 рублей).

     Сведения могут быть представлены в виде электронных документов:

-       кадастрового плана территории;

-       кадастрового паспорта (на земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

-       кадастровой выписки (на земельный участок, здание, сооружение,  объект незавершенного строительства);

-       кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе на определенную дату.

     В форме электронного документа сведения предоставляются в виде XML-документа.

XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, размещены на сайте Росреестра.

Электронный документ, заверенный электронной подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета, имеет равную юридическую силу с бумажным эквивалентом такого документа.

     Также на портале Росреестра заявителям предоставляется возможность сформировать печатное представление запрашиваемого документа в электронном виде. Для этого необходимо воспользоваться сервисом «Проверка электронного документа» и просто загрузить полученный  XML-документ. С помощью данного сервиса также можно проверить корректность электронной цифровой подписи, которой подписан документ.

      Чтобы воспользоваться сервисом «Получение сведений посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу» необходимо получить ключ доступа.

Запрос на получение ключа доступа может быть подан на портале Росреестра или представлен как в офисы приема-выдачи документов органа кадастрового учета (лично или посредством почтовой отправки), так и в офисы многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг. Процедура предоставления ключа доступа к информационному ресурсу является бесплатной.

     В случае, если все-таки необходим бумажный документ, то предлагаем воспользоваться электронным сервисом «Получение сведений из государственного кадастра недвижимости». В отличие от возможностей предыдущего сервиса, он позволяет запрашивать сведения единовременно только на один объект (один запрос « один объект).

     Сведения также могут быть представлены в виде:

-              кадастрового плана территории;

-              кадастрового паспорта (на земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

-              кадастровой выписки (на земельный участок, здание, сооружение,  объект незавершенного строительства);

-              кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе на определенную дату.

    Для получения одного из вышеуказанных документов необходимо на портале в разделе «Электронные услуги и сервисы - Государственные услуги - Подать запрос на получение сведений из ГКН» заполнить форму запроса.

    При заполнении формы запроса необходимо указать тип запрашиваемого документа, кадастровый номер либо местоположение объекта недвижимости, и информацию о заявителе.

    В отличие от предоставления сведений с помощью Информационного ресурса, в данном сервисе существует возможность выбора способа получения запрашиваемых документов, как в форме электронного документа, так и в бумажном виде.

    Запрос, поступивший с помощью сервиса «Получение сведений из государственного кадастра недвижимости», обрабатывается в установленный законодательством срок – 5 рабочих дней. Стоимость данной услуги взимается за документ и зависит от вида и формы запрашиваемого документа (в электронном или бумажном виде). Так для физических лиц стоимость варьируется от 150 рублей до 800 рублей. Для юридических лиц от 300 рублей до 2400 рублей. Таким образом, гражданин, заплатив 200 рублей, может получить кадастровый паспорт в бумажной форме на один объект недвижимости.

Кроме того с помощью портала Росреестра можно получить и другие следующие государственные услуги в сфере кадастрового учета, например воспользовавшись  электронным сервисом   «Постановка   на   кадастровый   учет» можно подать заявление о кадастровом учете объектов недвижимости. Сервис обеспечивает возможность подать следующие заявления:

-       о государственном кадастровом учете объектов недвижимости;

-       о кадастровом учете изменений объекта недвижимости;

-       о внесении дополнительных документов на государственный
кадастровый учет.

-       об исправлении технической ошибки;

-       об исправлении кадастровой ошибки;

-       о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости.

    Стоит отметить, что срок обработки заявлений, поданных с помощью портала Росреестра сокращен в Филиале до 3 рабочих дней (для сравнения: срок постановки на кадастровый учет объекта недвижимости путем обращения заявителя в офис Филиала составляет 10 рабочих дней).

    Обязательным условием для подачи обращений в электронном виде  необходимо подключение к сети «Интернет» и наличие усиленной квалифицированной электронной подписи. Средства электронной подписи, применяемые при подаче запроса (заявления), должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации и совместимы со средствами электронной подписи, применяемыми органом кадастрового учета.

    Требования к совместимости, квалифицированному сертификату ключа проверки электронной подписи установлены распоряжением Росреестра от 27.03.2014 № Р/32.

    Перечень удостоверяющих центров, размещен на официальном сайте Росреестра, в разделе «Юридическим лицам - Государственный кадастровый учет недвижимого имущества».

    Электронная подпись не требуется при подаче запроса о предоставлении сведений ГКН физическим лицом.

Коротко о других электронных сервисах функционирующих на сайте Росреестра, которые могут минимизировать взаимодействие с государственными органами, исключить простаивание в очередях и обеспечить комфортность получения государственных услуг:

1.  «Проверка состояния запроса online».

На портале заявители в режиме реального времени могут проверить состояние  поданного запроса (заявления). Для этого необходимо в разделе «Сервисы - Проверка состояния запроса online» ввести номер запроса (заявления).

Данная услуга предоставляется бесплатно в режиме реального времени.

2.    «Предоставление справочной информации по объектам недвижимости».

Электронный сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» позволяет получить общую информацию об объекте недвижимости (площадь, адрес (местоположение), наличие зарегистрированных прав либо обременений, категорию земель, кадастровую стоимость, статус объекта и дату постановки на кадастровый учет). С помощью данного сервиса объект можно найти по кадастровому номеру либо условному номеру, либо по адресу. Обращаем ваше внимание, что данные сведения не предназначены для официальной подачи документов в другие организации.

3.    «Публичная кадастровая карта».

Для получения справочной информации о земельном участке, его размерах, точном местоположении, в том числе отображение его на карте, а также информации о наличие зарегистрированных правах на него, можно воспользоваться электронным сервисом «Публичная кадастровая карта». Поиск объекта проводится по кадастровому номеру или адресу фактического местонахождения объекта. Сведения, полученные с помощью данного сервиса, не могут быть переданы в другие организации в качестве официального документа. Воспользоваться сервисом может каждый желающий бесплатно в режиме реального времени.

 


Возврат к списку