Разновидности смарт-устройств
К смарт-устройствам относится так называемая «умная электроника»: смартфоны, носимые фитнес-трекеры, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы, розетки и т.п. Такие смарт-продукты отличаются тем, что имеют функции подключения к Интернету. Смарт-устройства работают под управлением мобильных операционных систем.
Смартфоны в отличие от мобильных телефонов обладают возможностью выхода в Интернет, установки различных программных приложений.
То же самое можно сказать о смарт-телевизорах, которые представляют собой компьютеры, подключенные к Интернету и выполняющие различные функции, связанные с выбором программ, записью телепрограмм и другие, что существенно отличает их от обычных телевизоров.
«Умные» часы или смарт-часы представляют собой компьютеризованные устройства, которые кроме отслеживания времени, поддерживают различные приложения. Данное устройство в зависимости от модели можно использовать для приема звонков и SMS, информировать о поступлении новых уведомлений на смартфон и выполнять другие задачи. «Умные» часы функционируют под управлением специализированных операционных систем.
Фитнес-трекер – это устройство, которое надевается на руку. Подключается к планшету или смартфону, куда с помощью специального приложения передается информация, к примеру, о подсчете шагов и скорости передвижения.
Смарт-брелки можно использовать для ключей или других предметов. Закрепленный на объекте брелок подключается к смартфону при помощи технологии Bluetooth и через специальное приложение можно отследить местоположение предмета.
Интеллектуальные розетки позволяют дистанционно управлять подключенными приборами. Подключенные к ним устройства могут не только включаться и выключаться в установленное время, но и позволяют контролировать режим работы и потребляемую электроэнергию через браузер или приложения.
Права потребителей при покупке смарт-устройств
В магазинах появляется все больше и больше разных моделей смарт-устройств. Однако они имеют много функциональных отличий, на которые нужно обращать внимание при выборе устройства. При покупке следует обратить внимание на наличие нужных разъемов, будет ли устройство работать с Вашим смартфоном. Когда товар уже выбран, нужно внимательно его осмотреть, проверить работу, комплектность. В наличии должны быть правила эксплуатации и гарантийный талон на русском языке. Перед покупкой требуйте от продавца предоставления Вам необходимой и достоверной информации о товаре, а после покупки – кассовый чек.
Поскольку смарт-устройства используют различные приложения, при установке которых запрашивается согласие потребителя на использование его данных, рекомендуется внимательно ознакомиться с правилами, которые размещают для ознакомления производители приложений. Нужно помнить, что при использовании смарт-устройств они могут собирать информацию о персональных данных пользователя, иную конфиденциальную информацию, а также сведения об увлечениях и интересах потребителя.
При заключении договора купли-продажи смарт-устройств потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе, продавце, реализуемых им товарах. Продавец должен предоставлять потребителю понятную и доступную информацию, поскольку не всегда потребитель обладает специальными техническими познаниями о функциях смарт-устройств, показателях их работы.
Потребитель также имеет право на безопасный и качественный товар.
В соответствии со ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору либо передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
Для того, чтобы смарт-устройство работало надлежащим образом, необходимо его подключение к сети передачи данных, в связи с чем в процессе использования смарт-устройства потребитель имеет право на качественные услуги связи.
Важным вопросом является возможность возврата смарт-устройства надлежащего качества (то есть не имеющего недостатки), но не подошедшего потребителю по форме, габаритам, размеру, комплектации или другим параметрам. Смарт-устройства входят в перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату и обмену на аналогичный товар. Данный перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55. Исключением из правила о невозможности обмена или возврата смарт-устройства надлежащего качества является покупка такого товара дистанционным способом (то есть через сеть Интернет). В данном случае будет применяться пункт 21 «Правил продажи товаров дистанционным способом», в соответствии с которым покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.
Ответственность продавца за нарушение прав потребителей при продаже
смарт-устройств
В случае непредоставления потребителю информации о товаре при заключении договора у потребителя возникает право отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения иных убытков.
Потребитель имеет право и на возмещение убытков, причиненных в связи с приобретением некачественного товара.
Подлежит возмещению вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара.
Смарт-устройства являются технически-сложными товарами. Поэтому вернуть такой товар продавцу и потребовать возврата уплаченной за товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки можно только в случае, если недостатки в товаре выявились в течение 15 дней со дня его передачи потребителю. Если недостатки обнаружены по истечении 15 дней с момента покупки, то потребитель вправе потребовать гарантийного ремонта.
Однако законом предусмотрены случаи, когда по истечении 15 дней потребитель может потребовать возврат денег денежных средств или замены товара, если:
- обнаружен существенный недостаток товара
- нарушены сроки гарантийного ремонта (более 45 дней)
- невозможно использовать товар в совокупности более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения его различных недостатков.
При сдаче товара на гарантийный ремонт срок действия гарантии продлевается на тот период времени, в течение которого товар находился в ремонте.
Таким образом, в случае, если технически сложный товар оказался некачественный, рекомендуем обратиться с претензией к продавцу с одним из вышеуказанных требований. При отказе продавца от удовлетворения требований в добровольном порядке потребитель вправе обратиться за судебной защитой своих прав.