Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
165780, Архангельская обл., Ленский район, с.Яренск, ул. Бр. Покровских, д. 19
Наш адрес
+7 (81859)-5-26-45
jarensk-29@yandex.ru

Приемная

ПОЧЕМУ ДЕТЯМ ТАК ВАЖНО ИГРАТЬ?

04.08.2022

ПОЧЕМУ ДЕТЯМ ТАК ВАЖНО ИГРАТЬ?

ПОЧЕМУ ДЕТЯМ ТАК ВАЖНО ИГРАТЬ?
26.03.2020, Апрель, 2020

Каждый родитель хочет, чтобы его дети хорошо развивались. Иногда кажется, что детская игра — пустое развлечение и лучше бы заменить его на что-нибудь более полезное. Однако для ребенка игра — главный способ взаимодействия с миром, освоения новых знаний и навыков.
В игре формируется своеобразная модель мира, переработанная в соответствии с потребностями и возможностями ребенка. И хотя эта модель похожа на сказку, она отражает реальный мир и помогает его осваивать.
Для ребенка любая игра — такая же продуктивная деятельность, как работа для взрослого. И если результат взрослой работы — произведенный «продукт», для ребенка результатом игры становятся новые знания о мире (например, «мячик отпрыгивает от пола», «по мокрому полу машинка ездит дальше») и лучшее понимание того, как устроен окружающий мир. Взаимодействуя с другими детьми во время игры, ребенок вырабатывает свой стиль поведения и общения. Словом, игра критически важна для развития, потому что это способ взаимодействия ребенка с миром.
Игра начинается с общения
Приглашение к коммуникации, которая потом станет основой для игры, исходит от взрослого еще в самом раннем возрасте. Например, ответить улыбкой на улыбку. Для этого младенцу нужно научиться управлять своими мышцами и менять выражение лица — для него это серьезная работа. Улыбаясь в ответ или повторяя за взрослым «агу», ребенок не только играет и общается, но и учится повторять за взрослым, подражать ему.
Навыки общения все время совершенствуются, способы взаимодействия усложняются. Появляются «ладушки», а затем, в 3-4 месяца, игры вроде «сороки-вороны», в которых участвует не только открытая ладонь, но и пальчики. К 5–6 месяцам появляется игра в «ку-ку» — она всегда радует ребенка, который еще только открывает тот факт, что окружающие предметы и люди продолжают существовать и после того, как они исчезают из его поля зрения.
В чем смысл любимой игрушки?
Примерно к девятимесячному возрасту у ребенка формируется образ мамы; когда она уходит, возникает тревога. При помощи мягких игрушек он учится справляться с этим чувством. Вначале они играют роль переходного объекта — вроде не мама, но можно прижаться, обнять, и беспокойство уходит. Малыш начинает брать плюшевую зверушку с собой повсюду, и это не что иное, как его первые шаги к самостоятельной жизни.
Примерно в конце первого — начале второго года жизни происходит важное изменение: ребенок начинает ходить. Теперь его возможности намного шире, и он проявляет гораздо большую инициативу. Игра «ку-ку» сменяется на новую — прятки. Взрослым со стороны кажется: ну как можно раз за разом играть в одно и то же? Но для малыша это не одно и то же: проигрывая различные сценарии исчезновения и появления, ребенок каждый раз придумывает новые варианты игры и изучает новые места.
Предметные игры — первый шаг в изучении мира
В 1–3 года ребенок в основном играет в предметные игры. Действуя с предметами, дети на практике изучают их свойства и учатся производить с ними осмысленные действия: собирать и разбирать игрушки, строить башенку из кубиков, раскручивать, ковырять, стучать одним предметом о другой. В ходе такой игры большую роль играет речь взрослого. Когда он сопровождает детскую игру словами — обозначает различные действия, называет качества предметов — это, с одной стороны, увеличивает словарный запас ребенка, развивает его речь. С другой стороны, комментарии взрослого способствуют развитию самих предметных действий — например, сортировки предметов по тем или иным признакам (форме, величине, цвету). С помощью осязания и зрения ребенок начинает изучать свойства предметов, их разнообразие: твердые или мягкие, тяжелые или легкие.
Ролевые игры и их значение
Следующим важным шагом в развитии становится умение играть самостоятельно, выбирая себе ту или иную роль.
Говоря о детских играх, чаще всего мы имеем в виду именно ролевые игры: в магазин, парикмахерскую, в дочки-матери, доктора и другие. Период их «расцвета» наступает позже, в 4–5 лет, когда расширяется словарный запас ребенка и моделируются различные жизненные ситуации и занятия.
Понятно, почему малыш так настойчиво просит поиграть с ним: другие люди нужны ему для разыгрывания сюжета. Ролевая игра позволяет ребенку расширить собственные возможности и выйти за их пределы. А еще — примерить на себя роль взрослого и взрослую ситуацию, а затем вернуться в безопасное «здесь и сейчас». С помощью таких игр малыш уже на новом уровне развития отрабатывает ситуацию отделения от матери, закладывая основы своей индивидуальности.
Примерно в этом же возрасте появляются символические игры (всем известное детское «А это у нас будет…»). Так куст с легкостью превращается в дом, а стул — в автобус. В таких играх ребенок постепенно учится воспринимать символы отдельно от реальных предметов и оперировать ими.
Свободная игра
Свободная (или неструктурированная) игра — пожалуй, лучший вид игры для маленьких детей. Такие игры не планируются заранее, они просто происходят «сами собой» в зависимости от того, что интересует ребенка в данный момент. В таких играх нет цели и правил, нет победителей и проигравших, зато они позволяют ребенку максимально использовать воображение и заниматься в собственном, комфортном темпе.
Свободной игрой может быть любое творческое занятие, которым ребенок занимается в одиночку или совместно с другими людьми. Среди примеров — рисование, лепка и любое другое творчество, строительство домов из коробок или одеял, исследование новых игровых пространств (шкафы, дворы, парки, детские площадки).
Родителям вовсе не обязательно участвовать в свободной игре ребенка. Главное — не вмешиваться со своими правилами и целями, а предоставить малышу полную свободу, ограниченную лишь правилами безопасности. Иногда все, что нужно сделать, — это «подтолкнуть» ребенка в правильном направлении — в сторону игрушек на полу или к столу с карандашами и бумагой.
Почему игровой мир имеет такую ценность
В игре ребенок может безопасно «прожить» сложные ситуации (например, «Меня забыли», «Я потерялся») и найти способы их решения — ведь в игре потерялся не сам малыш, а сказочная лошадка. Также он может иначе проиграть сюжеты из жизни, которые вызывают у него тревогу. Такая игра часто состоит из темы с вариациями. В ней повторяется общий сценарий, но развиваться он может по-разному: «Я потерялся, но меня нашли», «Я потерялся и стал жить один в новом месте». Так ребенок вырабатывает методы решения жизненных задач: он репетирует различные ситуации во время игры точно так же, как музыкант репетирует перед выступлением.
Уважать детские игры и участвовать в них
Роль взрослого в игре — поддержать ребенка и ободрить его. Это помогает малышу понять, что его мнение ценно, а его идеи и фантазии заслуживают уважения. А вот настаивать на собственном, «правильном» сценарии игры взрослому совершенно не стоит. Реакцией ребенка может стать протест, потеря интереса, отказ играть вместе и даже истерика. Иногда дети, на словах приняв условия взрослого, на самом деле испытывают тревогу и чувство беспомощности: ведь в игре для ребенка важно чувство контроля над ситуацией, а здесь его этого чувства лишают.
Если взрослые избегают игр или тяготятся ими, ребенок напрягается, чувствует недоумение и даже может подумать, что он делает что-то не так и не умеет играть. Малыш также может почувствовать себя одиноким, а в конечном счете все это приводит к снижению его самооценки.
Кроме того, отказываясь от совместной игры, мы упускаем возможность сформировать эмоциональную связь с ребенком. Совместные игры лучше всего учат взрослых понимать своих детей и находить с ними общий язык.

Возврат к списку